юбилейный концерт, посвященный 25-летию группы «Браво». В концерте также
примут участие Юрий Башмет, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Жанна
Агузарова. Сама Жанна искренне полагает, что группе исполняется 18 лет.
На праздновании юбилея коллектива, которое началось концертом в
Санкт-Петербурге 31 октября, Агузарова так прямо и заявила: «Разве
группе «Браво» исполняется 25 лет? Я пришла в полной уверенности, что
группе всего лишь 18! Странно…
Я, конечно, понимаю, что в сутках 24 часа, а в году 365 дней, но все
равно я до сих пор не могу понять, что такое время, — пустилась в
философские рассуждения Агузарова. — Для меня оно протекает абсолютно
по-другому. Но все равно есть какие-то ценности, которым я обязана
следовать. И сегодня группу «Браво» я буду поздравлять именно с
18-летием. И пусть все считают, что им на 7 лет больше, для меня это не
имеет никакого значения. У меня своя система координат».
Группа «Браво» редко отмечает дни рождения. Но раз в 5 лет музыканты
готовят исключительную программу, которая не повторяется впоследствии ни
на одном концерте. Каждый пятый день рождения дарит зрителю редкую
возможность услышать отобранный самими музыкантами репертуар в абсолютно
новой подаче, увидеть неожиданную интерпретацию уже знакомых композиций
и насладиться новыми творениями.
Выражение «фабрика звезд» по отношению к «Браво» абсолютно оправдано,
ибо духовным стержнем коллектива, его организатором и создателем
является Евгений Хавтан. Песни, задуманные Е. Хавтаном как хиты,
становятся таковыми, независимо от исполнителей (будь то «Кошки» Ж.
Агузаровой, или «Король Оранжевое Лето» А. Салминой, будь-то «Джамайка» и
«Красный свет» И. Епифановой или «Вася» В. Сюткина). Может быть, в этом
и кроется секрет успеха и долголетия группы. Очередным доказательством
тому станет юбилейный концерт, посвященный 25-летию группы «Браво», в
котором неожиданным образом смогут сосуществовать на одной сцене
авангардное исполнение и непредсказуемая музыкальная манера Жанны
Агузаровой с строгостью и филигранной подачей сложного материала
камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета.
Богиня эпатажа
История группы «Браво» берет свое начало с 1983 года, когда студент
МИИТа Евгений Хавтан был принят в группу "Постскриптум", возглавляемую
тогда Гариком Сукачевым. Здесь он познакомился с барабанщиком Павлом
Кузиным. Однако разное восприятие направления, в котором должен
развиваться коллектив, подтолкнуло музыкантов к собственному творчеству,
и после одного из концертов, по обоюдному согласию Павел Кузин и
Евгений Хавтан покинули Гарика Сукачева.
С момента прихода в группу новой солистки Жанны Агузаровой история
коллектива начинает новый отсчет, потому что Жанна стала не просто
очередным участником группы, а олицетворением целой эпохи рок-н-ролла.
Ее называли марсианкой, богиней эпатажа, королевой рок-н-ролла и просто
сумасшедшей, и все эти качества Агузарова умело совмещала и приумножала в
своем непостоянном образе.
Установить точные даты в биографии
Агузаровой очень непросто. Королева эпатажа и мистификации столь часто
меняла имена, паспорта и даты рождения, что назвать точную дату и место
ее рождения не может никто. Более того, некоторые музыкальные журналисты
даже сомневаются в подлинности ее имени, ведь история Жанны полна тайн и
загадок.
Официальная биография певицы гласит, что родилась мадам
Агузарова 7 июля 1967 года, хотя одноклассники Жанны утверждают, что год
ее рождения 1962. Иначе, как они, рожденные в 1962 году, могли учиться
вместе с Жанной, которая была младше их на 5 лет?
Никто толком не знает и места рождения будущей звезды. Одни
утверждают, что она родилась в Узбекистане, другие — в Новосибирске или
Владикавказе. Сама Жанна предпочитает думать, что прилетела на нашу
грешную землю с Марса.
Когда Жанна была совсем маленькая, ее мама переехала в рабочий
поселок Колывань около Новосибирска, где и прошли детство, отрочество и
юность будущей звезды. Говорят, что за водой Жанна ходила подпоясавшись
шикарным ремнем и с зеленым кожаным кошельком на груди. На школьном
смотре художественной самодеятельности исполнила песню по-английски,
собрав текст из всех знакомых ей иностранных слов.
После школы Жанна поступила в театральное училище в Новосибирске (по
другим данным — в Свердловске). В Новосибирске Жанна заболела
пневмонией, отстала от своего курса и уехала в Ростов-на-Дону, где снова
поступила в театральное. Но Жанне все это было неинтересно, ее манила
Москва…
В 16 лет Жанна прибыла в столицу, поступив без разбора туда, где
давали общежитие, а именно в техникум, где обучали маляров.
Рассказывают, будто бы за неимением собственного паспорта она первое
время жила по чужим документам, выданным гражданину по имени Иван.
Подправив имя, Жанна становится Иванной Андерс. Оформив документ
разноцветными красками, вклеив туда свою фотографию, Агузарова добавляет
еще и сведения о том, что она «датско-подданная». Сегодня такой жест
назвали бы художественной акцией. Но в 1984-м году ей эти художества
встали боком.
Однако обо всем по порядку. На экзаменах в ГИТИСе
одиннадцать членов приемной комиссии из двенадцати были против Жанны.
Три отчаянных штурма закончились плачевно. В музыкальном училище им.
Гнесиных певице сообщили, что у нее нет голоса.
В 1984 году Агузарова поступила в музыкальное училище им.
Ипполитова-Иванова на отделение народного пения. За нежелание учить
сольфеджио, гармонию и петь в хоре, ее трижды выгоняли.
Однажды
кто-то подкинул Агузаровой телефон некоего Жени Хавтана, искавшего
вокалистку в свою группу. Звонок из уличного автомата стал судьбоносным в
жизни музыкантов. История знакомства Агузаровой с Евгением Хавтаном и
появления группы «Браво» (называвшейся тогда «Постскриптум») в 1983-м
году стала уже хрестоматийной — она позвонила, пришла на репетицию, и ее
пригласили в группу. Первым же концертом группа «Браво» и ее солистка
сразили тогдашнюю андеграундную Москву наповал. В те времена стать
знаменитостью можно было мгновенно, по городу поползли слухи о новой
фантастической певице. «Браво» быстро расстались с андеграундом и были
признаны одной из лучших в стране поп-групп.
Тюремное прошлое
Бунтарский характер и поддельные документы сделали свое дело. На
одном из первых крупных концертов группы «Браво» в ДК
«Мосэнерготехпрома» в зал ворвалась милиция. Музыка играла до тех пор,
пока парни в погонах не перерезали провода. Солистка самозабвенно пела
песенку «Белый день» — на строчке «мой чудный мир» Агузарову арестовали.
В
следственном изоляторе ей задавали политические вопросы из списка 1937
года. Но основное обвинение заключалось в подделке документов
иностранной подданной. Полгода она провела в Институте судебной
психиатрии им. Сербского и в Бутырской тюрьме. Затем была выслана из
Москвы и полтора года проработала приемщицей в тюменском леспромхозе. За
это время успела победить в областном конкурсе молодых талантов…
Однако уже в следующем году сама Примадонна взяла под покровительство
группу «Браво». В мае 1986 года после выступления на «Рок-панораме-86»
группа начала гастролировать по стране. В 1986 году случилось недолгое
сотрудничество Агузаровой с группой «Ночной проспект», результатом
которого стал один совместный альбом.
В 1987 году фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку «Браво». Успех
сопутствовал группе и на «Рок-панораме-87». Всей стране стали известны
песни в исполнении певицы — «Желтые ботинки», «Кошки», «Чудесная
страна». В 1987 году Агузарова знакомится с Аллой Пугачевой, которая
всегда была ее кумиром. На какое-то время Пугачева даже становится
продюсером Жанны — благодаря ей состоялся первый большой концерт «Браво»
в «Олимпийском», а в 88-м году Жанна появилась на экране центрального
телевидения.
Полоса успеха прошла и на какое-то время группа вступила в полосу
неудач. После неоднократных заявлений об уходе Жанна Агузарова покинула
«Браво» и начала сольную карьеру. В этом ей сначала помогает Пугачева.
Но два ядреных характера плохо совмещаются — долго под крылом Аллы
Борисовны Жанна Хасановна не задержалась.
Спустя несколько лет она сделает своеобраный «трибьют» Пугачевой —
полуджазовую кавер-версию знаменитой песни «Три счастливых дня». В
1990-м году выходит ее первая сольная пластинка, известная под названием
«Русский альбом». До сих пор это единственный полноценный ее сольник.
Практически все песни диска Жанна написала сама.
Песни для эмигрантов
Амбиции певицы растут, а в
стране между тем начинается развал, так что в 1991 году Агузарова решает
ехать покорять Америку. Завоевать Штаты оказалось не так просто, как
родной Советский Союз. Пять лет она провела за океаном. Пела в
лос-анджелесском ресторане Black Sea для эмигрантской публики. Через
какое-то время ее оттуда попросили: хозяева хотели от Агузаровой четкого
исполнения заказанного репертуара и тяжело переносили ее импровизации.
Хотя певица вспоминает о ресторане с благодарностью, потому что
«рок-н-ролл — это капризность и избалованность», а тут с 9 вечера до 3
ночи она обязана была петь. «В профессиональном плане меня это закалило
на долгую дорогу».
Полгода певица служила в Международном центре знаменитостей. Королева
русского рок-н-ролла, одетая в очки, фуражку, форму и кожаные перчатки,
царила за рулем роскошного белого лимузина. По собственному признанию,
работа «за баранкой» доставляла ей какое-то садомазохистское
удовольствие. «Русский шофер» преодолевал душевный кризис уставших от
красивой жизни звезд и денежных тузов Америки. Дав расписку «о
неразглашении» VIP-секретов, Жанна полгода держала рот на замке.
В один прекрасный лос-анджелесский день, как певица сама объясняла, к
ней пришла муза и сообщила, что отныне ее имя — Nineteen Ninety's.
Поняв намек, Жанна собрала одноименный проект из местных музыкантов.
Кстати, с ним приезжала на гастроли в Россию. С еще одним героем
московского андерграунда 1980-х — лидером группы «Центр» Василием
Шумовым, уехавшим в Штаты на ПМЖ, записала два альбома — «Тектоникак» и
Nineteen Ninety's.
Семейная жизнь певицы тоже как-то не складывалась: уехала в Америку
почти семейной дамой, а вернулась одинокой и потерянной. Хотя, о ее
отношениях с противоположным полом достоверно мало что известно.
Школьные учителя вспоминали, что Агузарова была девушкой скромной, с
мальчиками не дружила, не красилась. Подруги рассказывали, что нравились
ей немолодые, с благородной сединой, но и к сверстникам равнодушной не
оставалась.
В одном интервью Агузарова вскользь утверждала, что ее первый муж был
океанологом, профессором и академиком: "Все мои партнеры и парни,
которые окружают меня, они все неадекватны и очень своеобразны. Вокруг
меня или люди науки, серьезные и гораздо старше меня, или городские
сумасшедшие. Они любят во мне достоинство женщины, мои узкие плечи, мое
сложение, вибрацию какую-то женскую, которую я им даю и которая им
необходима".
Когда Агузарова уехала в Америку, говорили, что новый муж настоял на
прекращении ее карьеры певицы. Кто он, бывшие музыканты «Браво» толком
не знали — «такой толстый мужчина, высокого роста, занимающийся
административной работой». Из-за океана Жанна вернулась в гордом
одиночестве. Бывший директор "Браво" Максим Лейкин на вопрос о мужчинах в
жизни Агузаровой ответил: "Да одна она, одна! У нее никого нет и
ничего!"
Последний публичный «муж» певицы был по совместительству ее
продюсером. Николай Полторанин — Ник — пытался запустить в небеса
Карнеги-холла звезду Жанны Агузаровой. В итоге он бросил ее в объятия
английского сплина, русской хандры и американской депрессии. Полторанин
разоткровенничался и поделился интимным секретом звезды: из-за баловства
с наркотиками американские врачи запретили Жанне рожать.
О замужестве Жанна вспоминает редко. По ее словам, она вовсе не
унывала, даже пользовалась успехом у мужчин, на свой, неземной лад. В
число звездных кавалеров входил Микки Рурк, несмотря на то что плейбой
«жутко вонял, не подстригал ногти и сидел на тяжелом допе»… Но уломать
Жанну не удалось даже голливудскому мачо. Она по-прежнему играла роль
русской недотроги. Тем не менее, в интервью «КП» певица призналась: «Как
у большинства людей нашей планеты, моя личная жизнь в полном порядке. Я
способна принимать и дарить любовь. Но замуж за землянина я никогда не
выйду. Я общаюсь с марсианами по внутренней связи».
Сбитая летчица
В начале 1996 года Агузарова
вернулась в Россию. Поначалу она занималась довольно далекими от
рок-музыки вещами — вместе с Петлюрой снимала фильм «Аэлита»,
участвовала в предвыборном туре президента «Голосуй или проиграешь!».
1990-е в России — пестрое время — расцвет клубной культуры, и певица
здесь чувствовала себя, как рыба в воде. Наряды и вообще весь внешний
вид становятся все причудливее. Время от времени она подогревает интерес
к себе отдельными песнями, но полноценного нового альбома за это время
почему-то так и не случилось. Выходящие пластинки представляют собой
сборники с добавлением нескольких свежих треков.
В 1998 году к пятнадцатилетию «Браво» Агузарова вместе с Валерием
Сюткиным и Робертом Ленцем записала новую версию своей песни «До
свидания». Певица также была заявлена как участница очередного
юбилейного тура группы, но после появления в пяти концертах покинула
музыкантов.
В 2001 году Агузарова выступила в «Олимпийском» в качестве хедлайнера
на фестивале «Максидром». В итоге Агузарова навсегда осталась в России,
снова собрала группу и стала изредка выступать с песнями из «Русского
альбома» и старыми хитами из репертуара «Браво». Совсем недавно был
переиздан в значительной степени переработанный «Русский альбом».
Самая эпатажная певица до сих пор оправдывает свое звание. Среди
концертных менеджеров ходят жуткие слухи о скандальном характере Жанны,
которая при каждом удобном случае пускает в ход кулаки. Всем памятно ее
скандальное выступление на одном из фестивалей.
Перед выходом на сцену Агузарова умудрилась подраться с одной из
устроительниц концерта. Скрывая зарождающийся синяк под черными очками,
Жанна все-таки вышла на сцену.
Еще в 2003 году музыкальные критики
признавали, что застой в музыкальной карьере Агузаровой действительно
затянулся. За пять лет жизни в Москве, после возвращения из Америки, и
всего несколько песен в эфире. И даже из них большинство — хиты давно
минувших дней.
Недаром сама Агузарова сетует на то, что Пугачева в 80-ых не довела
до конца свой проект «Жанна». По словам певицы, это был самый успешный
творческий проект за всю жизнь Пугачевой.
В 2003 году Агузарова
готовила свое триумфальное возвращение, чтобы вернуть себе славу самой
голосистой российской певицы. Осенью она отправилась в турне по России,
отмечать 20-летие своей творческой деятельности. А к Новому году
планировала вернуться в столицу и дать в Кремлевском дворце или в
"Олимпийском" большой концерт, однако планам не суждено было сбыться.
Не балуя своих поклонников новым музыкальным материалом, королева
эпатажа то и дело оказывается в центре светских скандалов. Прошлой зимой
в околозвездных кругах распространились радостные слухи о беременности
певицы. Эпатажный животик смущал московскую тусовку своей явной
округлостью. На Земле ждали появления маленького пришельца. Однако в
разгар летней жары стало очевидно, что это не что иное, как мыльный
пузырь, с треском лопнувший. Виртуальная мамаша перевела все в шутку, а
виноватым сделали дедушку Фрейда. Звезда засекретила свою личную жизнь
так же, как cкрыла под покровом таинственности факт своего появления на
свет.
От нее можно ждать чего угодно
Жанна Агузарова по праву считается королевой отечественного
рок-н-ролла, о ней пишут книги и снимают фильмы. Телекомпания НТВ
готовит документальный фильм о творчестве Жанны Агузаровой, приуроченный
к 18-летию сольной творческой деятельности певицы, которое она будет
отмечать в следующем году.
«Это будет бенефис Жанны, в котором будет много архивных записей и
видео из сегодняшней жизни Агузаровой», — рассказал корреспонденту
Intermedia директор исполнительницы Алексей Кан.
Помимо самой Жанны,
в съемках фильма примут участие приглашенные гости, среди которых —
Артемий Троицкий, Александр Липницкий и др. В ленту будут включены
восемнадцать постановочных номеров, к каждому из которых сделаны
специальные декорации. Для картины артистка записывает дуэты с Сергеем
Шнуровым, Тимати, Максимом Галкиным, Василием Шумовым. В эфире
телеканала НТВ фильм появится уже в декабре.
Выход новой пластинки Жанны был овеян тайной и скандалом.
Первоначально было заявлено, что в этом году вышла пластинка под
названием «Радуга» — на ней новые вещи соседствуют с никогда ранее не
публиковавшимися раритетами эпохи «Браво», а также довольно странного
качества концертными записями. Центральный хит — «Радуга» — певица
записала вместе с группой Dub TV.
Однако позже в прессе появилась информация от пресс-службы певицы,
согласно которой альбом их подопечной под названием «Радуга»,
появившийся недавно в интернете, является «мистификацией».
«Все новые
треки просто украдены с радиостанций, — заявила Intermedia пресс-служба
певицы. — Остальное по этим ссылкам на mp3-файлы — обычный транскод. Я
понимаю, что ваше сознание готово согласиться с тезисом «от Агузаровой
можно ждать чего угодно», но не до такой степени, поверьте. К этой
мистификации певица не имеет никакого отношения! Не ведитесь на
подделку».
Словом, Жанна остается сама собой. Возможно, кто-то считает ее
сумасшедшей, а иные полагают, что она просто незаурядно мыслящая
творческая личность. «На земле я только пою, а душа моя обитает на
Марсе», — говорит Жанна Хасановна.