Привычное сегодня слово «студент» произошло от латинского термина
«studere» — «учиться». Средневековые университеты были
многонациональными образовательными учреждениями с довольно мягкими
условиями. Здесь не ограничивался срок обучения, не предписывался
возраст и начальная подготовка. Оттого учились обычно зрелые люди,
часто опытные врачи или лица, занимавшие высокое положение в обществе. К
Средневековью не подходит современное выражение «сидели за партой»,
так как студенты размещались на скамьях вдоль стен просторного зала и
внимательно слушали лектора, восседающего на высоком кресле. Количество
студентов одной специальности редко превышало 10 человек, но по
качественному составу можно было судить о престиже высших школ того
времени: лекции посещали архидьяконы, прелаты, знатные феодалы.
Средневековым студентам приходилось рассчитывать только на свою память.
Постижение наук предусматривало слушание и запоминание лекций на
латыни, потому как книги считались роскошью. До появления
книгопечатания в XV веке тексты записывались на листах пергамента.
Переписчики из монастырей трудились над каждым фолиантом по нескольку
лет, поэтому книги стоили очень дорого. Наиболее ценные рукописи
хранились рядом с кафедрой, намертво прикрепленные к ней цепями.
Известно, что в XV веке медицинский факультет знаменитого Парижского
университета владел всего 12 книгами. Вероятно, в других учебных
заведениях их было еще меньше. В терминологии старинных учебных
заведений можно встретить множество современных слов. Например, деканом
(от лат. decanus — «десять») вначале именовался студент, своеобразно
исполнявший роль старосты группы. От первых университетов осталась
традиция называть главу высшей школы ректором (от лат. rector —
«управитель»). Однако в Средневековье почетные должности декана и
ректора занимали особы, имевшие высокий духовный сан. Университеты
финансировались учредителями, в качестве которых выступали монархи или
церковные власти. История слова «профессор» (от лат. professor —
«знаток, публично объявленный преподавателем») уходит корнями в Древний
Рим. Первым обладателем профессорского звания был риторик Квинтилиан,
удивлявший сограждан своим красноречием в начале новой эры. Религиозная
мораль, осуждавшая «пролитие крови», обрекала студентов и
преподавателей на теоретическое обучение. Вскрытие человеческих трупов,
ставшее обычной практикой в Новое время, до XV–XVI веков производилось
с особого распоряжения городских властей. Волей правителя Лангедока
герцога Анжуйского в 1376 году университет Монпелье получил разрешение
забирать тело казненного преступника один раз в год. Анатомы Салерно
испытывали более значительные трудности: им выдавался только один труп
на пять лет. В Парижском университете строго запрещались хирургические
операции и клинические обследования. Магистр Мондино де Луцци
(1275–1326 годы) из Болоньи за много лет преподавания произвел вскрытие
всего двух трупов и все же сумел написать замечательный учебник по
анатомии. Относительно клинической медицины самым прогрессивным
считался университет в Монпелье. Здесь программой предусматривалась
лечебная практика, проходившая в загородной больнице. Если в начале
XIII века студенты учились, посещая операции профессоров, то с 1240
года была введена обязательная полугодовая практика вне стен Alma
mater. В 1309 году период клинической стажировки увеличился до 8
месяцев. В других университетах хирургия не преподавалась и даже не
входила в число медицинских дисциплин.