Факт искусства, как представляется, будет претендовать называться
событием культуры, если будет выполнено хотя бы одно из условий:

а) представлено взаимодействие человека и социума в явно
прослеживаемых взаимодействиях..."
(www.livejournal.com/users/alexkrm/129028.html?m...)

вот ведь гадство. Я и правда не могу вспомнить ни одного
романа-события культуры, в которых это бы не прослеживалось. Но
получается, что текст, который, обходя тему взаимоотношений человека и
общества, и посвященный, например, любви, или отношениям с Богом, или
самосовершенствованию героя, заведомо окажется культурно провальным. И
тут мы видим ловушку - опять же для русских писателей: в России
"общество" принято не только ненавидеть, но даже и игнорировать. Отсюда
растет всякая закононепослушность. А если для автора (авторской души)
игнорирование общества естественно, то роман об отношениях героя с
обществом (любым) получится неестественным, натужным. Да противно просто
на эту тему писать. Но БЕЗ этого получается, что тексту не достает
какой-то мощи.

в то время как у западных людей общественное как-то очень
хорошо интегрировано в психику, и если они даже борются с драконом -
дракон в этой ситуации остается вполне уместным и важным. А у нас
дракона как бы и нет. Но о несуществующем драконе, понятно дело, читать
неинтересно и даже бессмысленно.

как бы выкрутиться?..

www.livejournal.com/users/dzenn/763987.html?nc=...
между тем, вспоминая ранние романы (поздняя античность и
средневековье), я что-то не наблюдаю там признаков общества (Дафнис и
Хлоя, артуровский цикл). Основа романа все-таки кризис героя. Общество
приходит потом - когда людей стало больше, а религиозности и
мифологичности - меньше. Соответственно, должен быть какой-то
безобщественный современный вариант.


ха-ха, общество заменило мифологию и религию (понятно, как -
иначе не было бы понятий "социальные мифы" и "общественные ценности";): в
мифологии есть, скажем, племя; в религии - народы, - общества нет.
Ненавижу французских просветителей (тоже понятно, за что - за
общественный договор).

так что, по идее, должна случиться и следующая стадия. Только
вот какая. Однако, ее признаки таятся в выражениях типа "каждый человек
уникален" и "каждый в чем-то талантлив", что утверждает приоритет
индивидуальности. Вполне возможно - с повсеместным развитием идей
виртуальной реальности и возможностей для воплощения этих идей - что
кризис современного героя заключается не во взаимодействии с реальным
обществом, а во взаимодействии с иллюзиями, трудностях процесса создания
этих иллюзий. Какое, собственно, может быть "общество" в интернете?

писатели это чувствуют уже целый век, и намекают на
иллюзорность общества с помощью иронии. Но тотальная ирония разрушает
роман как аккумулятор серьезного (трагического) опыта. Хотя облегчает
чтение и превращает литературу в беллетристику. Коммерческого толка.

в общем, как ни крути, остается какая-то огромная дыра в
литературе, которую непонятно чем и как заполнить. При том, что
тиражирование известных форм уже не работает - они не соответствуют этой
дыре.

www.livejournal.com/users/dzenn/764587.html?nc=...

.

я, кажется, нашла автора, который успешно оставляет общество за бортом. Это Борхес.

www.livejournal.com/users/dzenn/765380.html?mod...